В августе-сентябре прошлого года в социальных сетях стали появляться тревожные сообщения: ясени в Пензе всё чаще поражаются ясеневой изумрудной златкой. Этот чрезвычайно опасный вредитель, уничтожающий деревья, был занесён в Пензу ещё в 90-х годах вместе с саженцами из Москвы, но в полной мере начал проявлять себя в последние годы.
В том, что угроза действительно реальна, убедил приказ Россельхознадзора от 16.09.2024 №136-пп, согласно которому на площади более 804 тыс. га, на территории г. Пенза, а также примыкающих территориях Пензенского, Бессоновского, Мокшанского, Лунинского, Городищенского, Шемышейского, Колышлейского, Каменского районов, г. Заречного установлена карантинная фитосанитарная зона и введён карантинный режим.

Фитосанитарными требованиями, помимо прочего, предписывается: юридическим лицам всех форм собственности, индивидуальным предпринимателям, гражданам — владельцам, арендаторам, пользователям подкарантинных объектов, подкарантинной продукции — осуществлять проведение обследований на наличие карантинных объектов, в случае обнаружения ясеневой изумрудной златки, подтверждённого результатами лабораторных исследований, проводить вырубку и переработку растений-хозяев в радиусе не менее 100 м от каждого заселённого растения-хозяина. Порубочные остатки следует сжигать на месте или закапывать.
Судя по тому, что указанных действий жители Пензы не наблюдали (если отдельные ясени даже и вырубались, то о сжигании остатков говорить не приходится), предписания Россельхознадзора выполнять никто побежал.
5 июня этого года тема ясеневой златки была поднята на круглом столе, который прошёл в Общественной Палате Пензенской области. В ходе встречи был прояснён вопрос — выполняются ли карантинные мероприятия или нет. Оказывается, что не выполняются. Как пояснил представитель Россельхознадзора Владислав Горюнов, предписания на спил деревьев пока не выдавали, так как «пока окончательно устанавливаем, к кому это относится».
Факты, озвученные на круглом столе неутешительны и говорят о том, что работа по сохранению зелёного фонда в городе провалена.
В частности, было заявлено следующее:
– 80% ясеней в Пензе поражены ясеневой златкой, очаги выявлены во всех районах города и существует угроза полной гибели ясеней к 2027 году;
– В Пензе отсутствует реестр зелёных насаждений;
– Мониторинг состояния зелёного фонда не ведётся;
– Зелёные насаждения очень неравномерно распределены по районам города.
Точное количество деревьев, которых лишится город, никто не знает — ведь реестр зелёных насаждений отсутствует.
Своим мнением с МедиаПензой поделился натуралист-любитель Дмитрий Львов (не путать с руководителем фракции «Новые люди» в гордуме). По его оценке, ясени составляют половину зелёных насаждений Пензы. Уже погибли все ясени в Ульяновском парке (в той части, которую строительная компания не добила домами) и в Комсомольском парке. Оставшиеся можно спасти, если действовать быстро и кронировать те, которые ещё облиствены, а оставшуюся часть побелить, чтобы отбить запах ясеня. Это не даст 100%-й эффект, но уменьшит количество кладок златки на покрашенном дереве и продлит срок жизни дерева. Такая отсрочка гибели даст возможность спилить и утилизировать часть погибших деревьев, поскольку сделать это за 1-2 года невозможно, как и посадить новые саженцы других видов вместо погибших ясеней.

Надежда на «оживление» деревьев есть — в Москве частично удалось спасти ясени, которые были сильно поражены златкой в 2007-2013 г.г., и тогда уже выглядели безнадëжными. Кроме того, из спиленных пней начинает расти поросль восстановления. Львов поделился своими фотографиями, сделанными по дороге в Ухтинку. На них видно, что засохшие ясени стали давать поросль в нижней части ствола.

Своим мнением поделился и градозащитник Станислав Блинов.
«Приказ Госстроя РФ от 15.12.99 № 153 предписывает проводить работы по установлению качественных и количественных параметров озеленённых территорий, организацию учёта зелёных насаждений и осуществления контроля за их состоянием (п. 5.1.-5.9). В других городах уже давно созданы реестры зелёных насаждений, но в Управлении ЖКХ города Пензы мне ответили, что Приказ №153 носит рекомендательный характер, поэтому никакого реестра в Пензе нет. Прокуратура Ленинского района, куда я обратился, также не посчитала необходимым принять меры по факту бездействия УЖКХ, хотя в своём обращении я даже указал на судебную практику по искам прокуроров, где на муниципальные образования возлагали обязанность провести инвентаризацию зелёных насаждений. Однако наша прокуратура согласилась с УЖКХ в том, что данное требование не носит обязательного характера. Областная прокуратура согласилась с районной», – рассказал Станислав Блинов.
Он утверждает, что раз нет реестра зелёных насаждений, значит нет и наблюдения за их состоянием.
«Больные, повреждённые деревья, поражённые вредителями, не выявляются. Если бы златку вовремя обнаружили, возможно, таких последствий удалось бы избежать» — утверждает Блинов.
Ситуация очень серьёзная. В результате многолетнего наплевательского отношения к зелёному фонду города, отсутствия адекватной законодательной базы и специалистов мы приближаемся к катастрофе, которая самым серьёзным образом повлияет и на качество жизни в Пензе, и на здоровье жителей города, и, в конечном итоге, на привлекательность Пензы для дальнейшего проживания.
Предотвратить катастрофу уже нельзя, но можно снизить её последствия. Для этого власть должна перестать рассматривать город как песочницу, в которой резвятся застройщики, а зелёные насаждения — как досадное препятствие. Должно быть принято политическое решение о сохранении и развитии зелёного фонда Пензы, а для этого должна быть выработана законодательная база по примеру других регионов, все решения по обследованию и вырубке деревьев должны быть полностью прозрачными и публиковаться в сети. Компенсационное озеленение должно стать обязательным и адекватным ущербу, наносимому зелёному фонду.

Должно быть организовано серьёзное обсуждение сложившейся ситуации со специалистами, только не «для галочки», как это любят делать. Так, в частности, присутствовавший на круглом столе владелец питомника крупномеров Роман Новичков заявил, что бороться с изумрудной златкой на ранних этапах можно было не просто спиливанием и сжиганием деревьев, а методом инъекций специальным препаратом. Новичков даже предложил передать ему в распоряжение какой-нибудь сквер, чтобы он его показательно вылечил, однако никакой реакции чиновников на это не последовало.
Если же ничего из этого не будет сделано, в ближайшее время Пенза станет просто раем для застройщиков, которым больше не будут мешать деревья, но, увы, адом для обычных людей.