МедиаПенза продолжает «добрую традицию», заложенную депутатом Пензенской городской Думы от «Единой России» Алексеем Савичевым, который на сессии 28 февраля зачитал обращение одной из бывших жительниц улицы Измайлова, в котором она рассказала об условиях расселения строительной компанией «Пензгорстройзаказчик».
В продолжение темы наша редакция решила собрать ещё больше мнений от людей, которые уже переехали и которым это только предстоит. Сегодня мы представляем вниманию читателей интервью с супружеской парой – Ниной Васильевной и Михаилом Александровичем Шаталовыми, которые живут в доме № 45В на улице Измайлова.
– С какого года вы живёте в этом доме?
– С 1962-го, с момента постройки.
– Вы были на собраниях, которые проходили в 2022 и в 2023 годах? Что вам обещали на этих собраниях?
– Говорили, что будет благоустройство, реновация. Дома будут сносить, а нам дадут отдельные квартиры. Народу много было и кто-то спросил: небось в Зарю нас будете переселять? Нам говорит: а что Заря разве плохая? Но мы тут всю жизнь прожили, центр города, у нас тут работа рядом, дачи, гаражи. Гул поднялся, разворошили пчельник. Кое-как успокоили, мужчина встал, говорит: ничего страшного, это мы проверили вас. Сказали, что здесь пустой участок есть, между ЛЭП и нашими домами, там были кусты, болото. В течение двух лет обещали построить дом и всех переселить туда, а потом наши дома сносить. Прошло время, начали с 47-го дома, но он аварийный был, потому что когда крыши меняли, там не стали менять. И там либо деньги предлагали, либо в Зарю. Потом когда котлован стали копать, пришли в соседний дом. Там тоже самое всё было, либо вот вам 2 млн 700 тысяч, либо в Зарю. Но народ не соглашается, естественно. У кого-то может были какие-то запасы, кто-то уехал, но большинство осталось.
– Я правильно понимаю, что большинство домов, которые здесь находятся не признаны аварийными или ветхими?
– Таких домов на всей улице всего два. А наш дом ещё 50 лет простоит, он нас абсолютно устраивает. И район, и дом.
– Когда обсуждался вариант с расселением в новый дом, говорилось ли о том, какие квартиры там будут по площади, по отделке?
– По площади говорили. Площадь будет либо такая же, либо если брать больше, то нужно доплачивать по рыночной стоимости. Этот вопрос задавали. Но если площадь будет больше до 10 метров, то это бесплатно. А если свыше, либо если вместо двушки взять трёшку, то это уже по рыночной стоимости доплачивать. Ещё спрашивали, что будет если меньшую взять? Сказали, что нам выплачивать ничего не будут.
– То есть плюс-минус 10 метров вы не доплачиваете?
– Да.
– Этот вариант с переселением в новый дом остался. И люди рассказывают, что если там квартира даже на два квадратных метра больше, то всё равно придётся доплачивать.
– На данный момент нам лично ещё ничего не говорили. Но почему мы занялись этим вопросом? Потому что лучше предупредить. Нам вообще неизвестно как будет и куда нас отправят.
– Вам звонила риэлтор Ольга, о которой все говорят?
– Пока нет. Пока звонят только в соседние дома. Но судя по тем предложениям, которые сделали им, у нас и возникли опасения. Потому что никого абсолютно это не устраивает. Они изначально предлагали: переезжайте в Зарю, можете хоть сейчас, собирайтесь и переезжайте. Как в ссылку отправили. Такой прям чудесный район, но мы не видели ни одного человека из администрации, чтобы там жил.
– Ну, в частном секторе, возможно, кто-то и живёт.
– Это совсем другое. А у нас здесь вся инфраструктура. У нас здесь и внучка учится в школе. Сын у нас сейчас на СВО, тоже отсюда ушёл. А придёт и поедет в Зарю?
– На ваш взгляд какой вариант был бы справедливым? Что застройщик должен предложить, чтобы люди были довольны?
– Пусть даже не в новостройке, но в близлежащем районе. Есть дома на вторичном рынке более менее подходящие по площади. Не надо никаких денег. Пожалуйста, переселяйте, мы не против.
– То есть где-то здесь на ГПЗ, в Маньчжурии?
– Да, ГПЗ, Казанская, наш район.
– Вы общаетесь с соседями, с жителями других домов? Что они вам рассказывают? Что им предлагают?
– Деньгами или вторичный рынок…
– 75 тысяч за квадратный метр?
– У нашей соседки было 38 квадратных метров, ей заплатили 2 млн 700 тысяч (по 71 тысяче рублей за квадратный метр – примечание редакции).
– А на вторичном рынке, что предлагают?
– Вторичный рынок предлагали в центре, но дома ещё старее, чем наши. Либо новое в Заре. Вариантов нет – хочешь новое, езжай в Зарю, в ссылку. Мы прожили здесь всю жизнь. У нас здесь гараж рядом, дача рядом, работа здесь, внучка в школу ходит. Здесь у нас и река, и лес. Они пишут нам какие-то отписки. Мы писали письмо президенту, но отписки прислали из областной и из городской администраций. В Москве расселяют, всех людей оставляют в том же районе, а у нас в Пензе они могут творить всё, что хотят. В Москве реновация: дом снесли, рядом построили и переселили. А у нас реновация по-пензенски: в центре снесли и отправили в совхоз Заря. У нас на работу некоторые ездят оттуда, так они хотят уволиться, потому что встают в пять часов и добраться невозможно.
– По вашим ощущениям, сколько людей уже переселили отсюда?
– Это только начало.
– Застройщик говорит, что уже 100 человек переселили и все довольны.
– Нет. это где 100 человек? Один дом снесли, он был аварийный, его расселили полностью.
– То есть, на ваш взгляд, эта информация не соответствует действительности?
– Абсолютно!
– Ещё барак деревянный расселили.
– И все довольны?
– Ну так говорят.
– Они могут всё, что угодно говорить, потому что власть в их руках. Они все господа. <…> Просто по хамски ведут себя. Надувательство сплошное! Просто собрали, как стадо баранов, обманули, не дали никаких бумаг. У них там были бумаги, мы их подписывали.
– Ну это вы давали согласие…
– Согласие на реновацию. Мы соглашались только на то, чтобы нам дали жильё в этом районе. Мы ни на какие другие условия не соглашались. Все кто был на собрании, а народа было очень много, никто не соглашался. Я не знаю, где они набрали людей. Ну они может и счастливы, потому что у них не было вариантов других, если это аварийное жильё. А наше жильё не относится ни к аварийному, ни к ветхому. Нас оно устраивает, мы здесь ещё можем жить долго и счастливо. Не трогали бы нас и всё. Не потому что мы такие оседлые. Вы тогда создайте условия определённые, чтобы люди согласились, дайте жильё в этом районе, пусть вторичку, но свежую. Пусть ищут, предлагают. Привели, сказали: вот вам квартира.