4 февраля исполнилось 86 лет со дня образования Пензенской области. Многие депутаты и чиновники в своих социальных сетях поздравляли жителей региона с этой датой и выкладывали фотографии с концерта, который прошёл в филармонии. Однако, за праздничными словами, никто не обратил внимание на печальную статистику, с которой Пензенская область подошла к своему дню рождения. По данным Росстата на 1 января 2025 года в Пензенской области проживало 1 млн 225 тысяч 984 человека. А по состоянию на 1 января 2020 года численность населения региона составляла 1 млн 304 тысячи 825 человек. Таким образом, за последние пять лет численность населения в Сурском крае уменьшилась на 78 841 человека.
По мнению известного социолога Анны Очкиной, причиной сокращения населения области и областного центра является сочетание негативных тенденций – относительно высокой смертности, низкой рождаемости и довольно интенсивного оттока населения из региона, то есть отрицательного сальдо миграции.
«Согласно данным Росстата Пензенская область среди 85 регионов, по которым была статистика, занимала в 2022 году 79-е место по уровню рождаемости и 67-е – по уровню смертности. По смертности ситуация в Приволжском округе была хуже только в Кировской области. В 2024 году (по данным до октября) в области родилось на 1 867 человек меньше, чем в 2022 и на 1 682 человека меньше, чем в 2023 году. Смертность несколько понизилась, в 2024 году умерло на 3 489 человек меньше, чем в 2022 и на 2 170 человек меньше, чем в 2023. Однако разница между числом родившихся и числом умерших, то есть естественный прирост населения, остаётся отрицательным, в 2024 году естественная убыль населения в Пензенской области составила 9 623 человека, это меньше, чем в 2022 и 2023, но это всё равно много», – говорит Анна Очкина.
По её словам, за последние 10 лет самым тяжёлым демографически был 2021 год, когда естественная убыль населения составила 16 208 человек.
«Разница между прибывшими в область и покинувшими её остаётся отрицательной с 2010 года, и миграционная убыль увеличивается. Всё это вместе обусловливает сокращение населения, при том что по уровню младенческой смертности и по продолжительности жизни наша область держится где-то в середине рейтинга регионов, не так плохи дела вроде бы», – говорит Анна Очкина.
Она считает, что причины миграционной убыли и низкой рождаемости могут быть связаны с неблагоприятной экологией, и небольшими перспективами профессионального и социального роста, финансовой независимости и благополучия у молодёжи.
МедиаПенза поинтересовалась и тем, что нужно делать для того, чтобы, как минимум, замедлить убыль населения в регионе.
«Во-первых, проводить регулярно экологический мониторинг, реальный, чтобы цифры и факты были подлинными, а не для отчётности. И комплексно решать проблему: поощрять социально ответственный бизнес, привлекать его к экологическим проектам, составить экологическую карту города и работать по ней, сочетая экологически дружелюбную экономическую политику со всей области с интенсивными усилиями по оздоровлению проблемных мест. Во-вторых, регион нужно делать более привлекательным для молодёжи. Всякие программы сейчас есть, и по жилью для молодых семей, и там «Сельский доктор», и бизнес-инкубаторы и прочее. А молодёжь уезжает, и рождаемость низкая. Значит, эти программы неэффективны. Нужна реальная поддержка молодых семей, прежде всего, в решении жилищных проблем; нужны проекты по поддержке молодёжного предпринимательства, по поддержке молодых политиков. Нужно привлекать молодых специалистов, магистрантов и аспирантов к исследовательским проектам в регионе, поощрять организации, которые берут студентов и молодых специалистов на стажировку. Главное: меры должны быть реальными, доступ к ним – лёгким, сами программы – прозрачными и массовыми», – убеждена Анна Очкина.
С ней согласна и руководитель регионального отделения Всероссийского женского союза «Надежда России», депутат Пензенской городской Думы Елена Падалкина, которая отмечает, что Пензенская область является регионом с большим количеством пожилого населения.
«Соответственно фиксируется высокая смертность и низкая рождаемость. Но меня тревожит и количество людей, уезжающих из региона. Причём отток населения происходит не только в сельской местности, откуда люди уезжают на учёбу или работу в более крупные города, но и из областного центра», – рассказала Елена Падалкина.
Она отметила, что тенденция по сокращению численности населения в Пензе началась примерно пять лет назад.
«В 2010-2020 годах население Пензы держалось примерно на одном уровне – 517-520 тысяч человек и начало снижаться рекордными темпами с 2021 года. В 2020 году оно составляло 520 300 человек, в 2021 году – уже 501 109 человек, в 2022 году Пенза потеряла статус города-полумиллионника. В прошлом году в Пензе проживало чуть более 488 тысяч человек. Нужно всерьёз задуматься о причинах происходящего. Потому, что раньше численность населения Пензы держалась примерно на одном уровне, в основном за счёт переезда жителей из сельской местности, а сегодня молодёжь предпочитает уезжать в другие города. Поэтому снижается и численность населения Пензы, и численность населения Пензенской области», – считает Елена Падалкина.
По её словам, молодёжь предпочитает уезжать в более крупные города с развитой инфраструктурой.
«Если мы посмотрим на наших ближайших соседей, то заметим, что численность населения в более крупных региональных столицах остаётся примерно на одном уровне, а где-то даже растёт. К примеру, в Самаре в 2020 году проживало 1 млн 156 тысяч человек, а в 2024 году – 1 млн 159 тысяч человек. Население Саратова в 2020 году составляло 838 тысяч человек, а в 2024 году – 887 тысяч человек, но там численность выросла во многом за счёт присоединения к городу близлежащих сёл», – говорит Елена Падалкина.
Она также выразила мнение, что те меры, которые государство реализует для стимулирования рождаемости, не работают.
«В 2021 году в Пензенской области родился 9 351 ребёнок, в 2022 году – 8 431, в 2023 году – 8 246, в 2024 году, который был объявлен Годом семьи, – 7 782 ребёнка. Ситуация пока ещё может быть не критическая, но близкая к ней. Статистика говорит о том, что люди не хотят жить в Пензенской области и не хотят рожать здесь детей. Мы сейчас запросили в Минздраве информацию за последние несколько лет по количеству родов и искусственного прерывания беременности, а также о мерах, которые предпринимаются для сокращения числа абортов. Будем готовить доклад на эту тему. Но, как мне видится, причины низкой рождаемости по большей части социальные. Многие, просто не хотят «плодить нищету», как говорят в народе», – уверена Елена Падалкина.